Коротченко Наталья Михайловна
Доцент кафедры неорганической химии Химического факультета ТГУ
Современные представления о строении атома. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов и видеофильмов. Обобщение знаний об электронном строении атомов и ионов. Закрепление умений в составлении электронных конфигураций атомов и ионов химических элементов, основных понятий (атомная орбиталь, электронный подуровень, уровень, основное и возбужденное состояние атома, квантовые числа, электронное семейство элементов, валентные возможности атомов). Выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Уроки-семинары с использованием видеофильмов. Подготовка учащимися презентаций и докладов. Закрепление знаний о структуре ПСХЭ, о физическом смысле порядкового номера элемента, номера периода, группы, подгруппы. Формирование способности объяснять наблюдаемые закономерности в периодическом изменении свойств элементов и их соединений.
Химическая связь и строение вещества. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов и видеофильмов по теме. Формирование представлений о природе, типах и свойствах химической связи, способах и моделях ее образования; о гибридизации атомных орбиталей и зависимости геометрической формы ковалентных молекул и ионов от типа гибридизации. Получение знаний о типах кристаллических решеток, о взаимосвязи физических и химических свойств веществ с характером связи в них и типом кристаллической решетки. Выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа.
Химическая реакция. Уроки-семинары с целью обобщения представлений о типах и классификации химических реакций. Представление о термодинамических закономерностях возможного/невозможного протекания химических реакций: энтальпии, энтропии, энергии Гиббса.
Углубление знаний о скорости и механизмах химических реакций, о факторах, влияющих на скорость реакции; о химическом равновесии и принципе Ле Шателье. Закрепление смысла понятий: «вещества-электролиты», «электролитическая диссоциация», «гидролиз», «электролиз», «комплексообразование». Закрепление навыков составления уравнений ОВР с использованием методов электронного и электронно-ионного баланса. Выполнение упражнений, тестов, лабораторных работ.
Расчеты по уравнениям химических реакций. Уроки-решение задач. Выполнение расчетов по уравнениям реакций, в том числе с учетом теплового эффекта реакции (по термохимическим уравнениям). Развитие навыков в решении задач с использованием понятий: химическое равновесие и константа химического равновесия.
Неорганическая химия. Уроки-семинары. Обобщение и закрепление знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ, в том числе комплексных соединений. Изучение химических свойств простых веществ-неметаллов и веществ-металлов и их соединений. Формирование представлений о лабораторных способах получения водородных соединений неметаллов, оксидов, гидроксидов, солей, комплексных соединений и о применении веществ в быту, в технике, в производстве, т.п. Решение задач, выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа.
Экспериментальные основы химии. Практическое занятие. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасной работы с едкими, горючими, токсичными веществами и средствами бытовой химии.
Общие представления о промышленных способах получения важнейших неорганических веществ. Применение веществ. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов и видеофильмов по производству аммиака, серной кислоты, чугуна и стали, др. Решение задач по теме производства неорганических соединений.
Органическая химия. Обобщение и закрепление знаний о строении, номенклатуре, классификации органических веществ. Изучение химических и физических свойств, способов получения основных классов органических соединений: углеводородов, спиртов, фенол, аминов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот. Решение задач на вывод брутто-формулы, цепочек. Разбор экспериментальных задач на распознавание классов органических веществ.