Школьникам

г. Томск, ул. Аркадия Иванова, 49

+7 (3822) 42-39-44 dekanat@chem.tsu.ru
EN
background

Школа «Юный химик» открыта в 1968 году

Специалист по работе со школьниками и абитуриентами
Стамкулова Алина Руслановна
Специалист по работе со школьниками и абитуриентами

Школа «Юный химик» на Химическом факультете ― это полное погружение в химическую науку школьников с 5 класса. А ученикам старших классов наша школа помогает качественно подготовиться к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ.

Сегодня «Юный химик» по праву можно считать начальной ступенью химического образования. Педагоги ― одни из ведущих преподавателей факультета ― дают все необходимые фундаментальные и практические знания по естественнонаучному направлению, проводят индивидуальную и творческую подготовку выпускников, мягко и с заботой готовят ребят к студенческой жизни в ТГУ.

Наши ученики посещают занятия и мастер-классы в реальных химических лабораториях, изучают методики химического эксперимента, оттачивают навыки работы на современном оборудовании, решают экспериментальные и расчетные задачи любого уровня сложности, готовятся к экзаменам и олимпиадам, выполняют проектную деятельность и успешно поступают в числе первых на Химический факультет ТГУ.

Условия


Занятия в Юном Химике начинаются с октября каждого года и заканчиваются в конце апреля следующего года.

Подготовка к ОГЭ для 9 класса – 1 раз в неделю по 2 ауд. часа.
Стоимость курса 9000 рублей.

Углубленное изучение органической химии для 10 класса – 1 раз в неделю по 3 ауд. часа.
Стоимость курса 11000 рублей.

Подготовка к ЕГЭ для 11 класса – 1 раз в неделю по 4 ауд. часа.
Стоимость подготовки 12000 рублей.

Занятия проходят в специализированном классе школы «Юный химик» в 6-м учебном корпусе Химического факультета ТГУ, ул. Аркадия Иванова, 49, ауд. 206а 
Программа и расписание.pdf
Размер: 2.47 MB

Направления деятельности школы

Князев Алексей Сергеевич
и.о. декана, доктор химических наук
«Мы ждем на нашем факультете очень мотивированных на получение химических знаний ребят, тех, кто выбирает химию целенаправленно, усиленно готовится к поступлению еще в течение 9-11 классов, а не потому что «куда хватило баллов, туда и пошел».
Князев Алексей Сергеевич
И.о. декана
background

Как проходит обучение

Школа объединяет учащихся 9-11-х классов средних образовательных школ, гимназий, лицеев. Продолжительность обучения составляет от 1 до 3 лет. По окончанию всех ждет аттестация и выдача сертификатов.

Углубленное изучение химии позволяет школьникам решать задачи разного уровня сложности, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, успешно принимать участие в олимпиадах различного уровня по химии. Неотъемлемой частью обучения в школе «Юный химик» является химический эксперимент - так мы знакомимся с химической наукой, преодолеваем трудности усвоения материала и учимся практическому применению теоретических знаний, знакомимся с правилами труда в химической лаборатории и культурой химического эксперимента, развиваем умения анализировать результаты и выводить общие закономерности.

История школы «Юный химик» ведется с 50-х годов XX века. В 1950-51 гг. в городских школах Томска появились первые предметные кружки, организованные студентами и молодыми сотрудниками Томского государственного университета. Школа «Юный химик» была организована на химическом факультете Томского государственного университета в 1968 году.
Выпускники, которые прошли все этапы в школе «Юный химик», более подготовлены к процессу обучения на химическом факультете. Они не боятся выполнять химический эксперимент, ориентируются в учебном корпусе, знакомы с правилами и традициями. А при поступлении на Химический факультет ТГУ, предоставив сертификат обучения в школе «Юный химик» получают дополнительные баллы для зачисления.

Процесс обучения

Ботвина Татьяна Михайловна
Аспирант кафедры неорганической химии химического факультета ТГУ
Проведение красочных и занимательных опытов с использованием бытовых и пищевых продуктов.
Ботвина Татьяна Михайловна
Аспирант кафедры неорганической химии химического факультета ТГУ
Теоретические основы химии. Раздел посвящен изучению теоретических основ химии: что такое атом, его строение, периодическая система Д.И. Менделеева, закономерности в изменении свойств, химическая связь.  

Классификация и свойства неорганических веществ. Лабораторные занятия, на которых студенты изучают свойства основных классов неорганических веществ: оксиды, гидроксиды, кислоты, соли, в том числе кислые, основные, двойные и комплексные соли. Решение задач базового и профильного уровней. 

Химическая реакция. Экспериментальное изучение влияния на скорость реакций различных факторов: активности металлов, степени измельчения вещества, концентрации, нагревания. Выполнение заданий и решение задач на химическое равновесие, на скорость реакций. Изучение окислительно-восстановительных реакций с использованием красочных опытов.

Химия элементов - металлов. Изучение физических и химических свойств щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа, меди, серебра и золота, марганца и хрома. Установление закономерностей изменения металлических, окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств.

Химия элементов - неметаллов. Изучение физических и химических свойств щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа, меди, серебра и золота, марганца и хрома. Установление закономерностей изменения металлических, окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств.

 
Фаустова Жанна Владимировна
Старший преподаватель Кафедры органической химии Химического факультета ТГУ
Химическая посуда. Методы очистки и выделения органических соединений. В формате лабораторного практикума студенты изучают классификацию химической посуды и способы разделения смесей (отстаивание, декантация, фильтрование, действие магнитом, при помощи делительной воронки, выпаривание, перегонка, экстракция, возгонка). 

Электронное строение атома углерода. Химическая связь в органических соединениях. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова и современные представления о структуре молекул. Изомерия. С привлечением демонстрационного материала студенты изучают валентные состояния атома углерода (первое валентное состояние — sp3-гибридизация, второе валентное состояние — sр2-гибридизация, третье валентное состояние — sp-гибридизация)  и все возможные виды изомерии на конкретных примерах. 

Представление о классификации органических веществ. Гомологические ряды. Номенклатура органических соединений. Изучение химического строения и свойств органических веществ.  Классификация органических соединений по функциональным группам. Написание структурных формул по названию соединений, составление названий соединений по структурным формулам. 

Углеводороды. Изучение номенклатуры, изомерии, способов получения, химических свойств углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, диенов, аренов. Выполнение лабораторных работ. Решение задач на вывод химической формулы, составление уравнений реакций. 

Кислородсодержащие органические соединения. Изучение номенклатуры, изомерии, способов получения, химических свойств спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, простых и сложных эфиров. Выполнение лабораторных работ, решение задач и составление уравнений реакций.

Азотсодержащие органические соединения. Выполнение лабораторных работ. Изучение строения, свойств, характерных химических реакций, способов получения аминов, аминокислот. Рассмотрение качественных реакций, характерных для белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. 
  
Коротченко Наталья Михайловна
Доцент кафедры неорганической химии Химического факультета ТГУ
Современные представления о строении атома. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов и видеофильмов. Обобщение знаний об электронном строении атомов и ионов. Закрепление умений в составлении электронных конфигураций атомов и ионов химических элементов, основных понятий (атомная орбиталь, электронный подуровень, уровень, основное и возбужденное состояние атома, квантовые числа, электронное семейство элементов, валентные возможности атомов). Выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа. 

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Уроки-семинары с использованием видеофильмов. Подготовка учащимися презентаций и докладов. Закрепление знаний о структуре ПСХЭ, о физическом смысле порядкового номера элемента, номера периода, группы, подгруппы. Формирование способности объяснять наблюдаемые закономерности в периодическом изменении свойств элементов и их соединений. 

Химическая связь и строение вещества. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов и видеофильмов по теме. Формирование представлений о природе, типах и свойствах химической связи, способах и моделях ее образования; о гибридизации атомных орбиталей и зависимости геометрической формы ковалентных молекул и ионов от типа гибридизации. Получение знаний о типах кристаллических решеток, о взаимосвязи физических и химических свойств веществ с характером связи в них и типом кристаллической решетки. Выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа.

Химическая реакция. Уроки-семинары с целью обобщения представлений о типах и классификации химических реакций. Представление о  термодинамических закономерностях возможного/невозможного протекания химических реакций: энтальпии, энтропии, энергии Гиббса.
Углубление знаний о скорости и механизмах химических реакций, о факторах, влияющих на скорость реакции; о химическом равновесии и принципе Ле Шателье. Закрепление смысла понятий: «вещества-электролиты», «электролитическая диссоциация», «гидролиз», «электролиз», «комплексообразование». Закрепление навыков составления уравнений ОВР с использованием методов электронного и электронно-ионного баланса. Выполнение упражнений, тестов, лабораторных работ. 

Расчеты по уравнениям химических реакций. Уроки-решение задач. Выполнение расчетов по уравнениям реакций,  в том числе с учетом теплового эффекта реакции (по термохимическим уравнениям). Развитие навыков в решении задач с использованием понятий: химическое равновесие и константа химического равновесия. 

Неорганическая химия. Уроки-семинары. Обобщение и закрепление знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ, в том числе комплексных соединений. Изучение химических свойств простых веществ-неметаллов и веществ-металлов и их соединений. Формирование представлений о лабораторных способах получения водородных соединений неметаллов, оксидов, гидроксидов, солей, комплексных соединений и о применении веществ в быту, в технике, в производстве, т.п. Решение задач, выполнение упражнений, тестов. Самостоятельная работа. 

Экспериментальные основы химии. Практическое занятие. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасной работы с едкими, горючими, токсичными веществами и средствами бытовой химии.

Общие представления о промышленных способах получения важнейших неорганических веществ. Применение веществ. Уроки-семинары с использованием демонстрационных плакатов  и видеофильмов по производству аммиака, серной кислоты, чугуна и стали, др. Решение задач по теме производства неорганических соединений.

Органическая химия. Обобщение и закрепление знаний о строении, номенклатуре, классификации органических веществ. Изучение химических и физических свойств, способов получения основных классов органических соединений: углеводородов, спиртов, фенол, аминов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот. Решение задач на вывод брутто-формулы, цепочек. Разбор  экспериментальных задач на распознавание классов органических веществ. 
Разбор и решение олимпиадных задач (теоретических и практических) любого уровня сложности.
Выполнение научно-исследовательских работ под руководством ведущих ученых Химического факультета ТГУ по следующим направлениям:

  • Исследование биологической активности экстрактов лекарственных растений
  • Исследование биосовместимости материалов медицинского назначения
  • Исследование антибактериальной активности
  • Исследование процесса окисления глюкозы
  • Получение волокнистых тканевых материалов
  • Получение систем адресной доставки лекарств на основе альгината натрия
  • Определение и расчёт влажности почвы и /или торфа (разная температура и расчёт формул)
  • Определение кислотности природных объектов (вода: природная, питьевая, торф, почва)
  • Основы титрования (определение ионов Са и Мg в воде: дистиллированной, природной, сточной, водопроводной, питьевой)
Рекомендации по постановке эксперимента, практическому выполнению, обработке и обсуждении полученных результатов, помощь в подготовке доклада/тезисов/презентации для научных мероприятий, правка химического языка текста.
Поступить в школу «Юный химик»

Подробную информацию можно получить в деканате химического факультета

Томск, ул. А. Иванова, 49, 6-й учебный корпус ТГУ, ауд. 107

Преподаватели школы

Ботвина Татьяна Михайловна
Младший научный сотрудник в отделе новых материалов для электротехнической и химической промышленности. Ассистент Кафедры неорганической химии ХФ ТГУ
Коротченко Наталья Михайловна
Кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии
Волкова Юлия Михайловна
Старший преподаватель Кафедры органической химии ХФ ТГУ, младший научный сотрудник лаборатории полимеров и композиционных материалов
Фаустова Жанна Владимировна
Кандидат химических наук, старший преподаватель Кафедры органической химии ХФ ТГУ