Задачи нам ставит промышленность
Университет, выиграв конкурс и открыв собственную ПИШ, показал агропромышленной отрасли, что есть такой научно-технический и научно-образовательный партнер, который готов выполнять исследовательские работы для сектора. Это сразу же повлекло за собой постановку задач от партнеров.
АО «Август» заявила о необходимости создании российских технологий получения промышленных пестицидов, так мы сформулировали тематику для проекта и научная группа Виктора Малькова (Лаборатория органического синтеза ХФ) начала заниматься производством эфира 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты). СФНЦА РАН озвучил, что им необходимо усовершенствовать корма для перепелов, и мы начали разрабатывать добавку для животных на основе солей метионин сульфоксимина. От компании «Солагифт» пришла задача найти способы применения экстрактов хвои в качестве удобрений. А птицефабрики пожаловались, что им некуда девать куриные пух и перо.
В итоге сформировалось порядка 10 научных тем, которыми химики и начали заниматься. Дело в том, что у ученых в университете совершенно нет никаких ограничений по выбору тематик, за которые они могут браться, и самый лучший вариант, когда они работают исходя из реальных задач от промышленности.
Хорошие проекты всегда порождают новые
Часть результатов действительно хорошего проекта можно использовать для реализации еще одной или многих других идей. Во всех проектах, которые сейчас реализуются, мы видим потенциал для того, чтобы они породили еще несколько. Например, уже сейчас мы видим хорошие результаты применения на перепелах кормовой добавки, сразу возникает вопрос, можно ли это использовать для коров, свиней, куриц и других животных? Также во время испытаний выяснилось, что у целевой группы перепелов снизилась смертность, то есть препарат, по всей видимости, повышает иммунитет. Это значит, что мы можем дальше изучать множество биохимических свойств продукта и дальше коммерциализировать его - предлагать компаниям, которые занимаются разработкой кормов для животных, например, «АгроСила» или «ТитанАгро».
Увеличение глубины импортозамещения и выход на международный рынок
Мы поставили себе задачу импортозамещения и последние два года реально делаем ее всей страной. Я думаю, что при таком интенсивном темпе, который мы сейчас взяли, импортозаместить все товары и услуги в России можно будет лет за 5, а дальше уже начнется конкуренция на международном рынке. Например, увеличение глубины импортозамещения в проекте эфира 2-4Д кислоты заключается в том, чтобы разработать отечественную технологию производства одного из компонентов для получения эфира.
В то же время использование солей метионин сульфоксимина в качестве кормовой добавки не является аналогом какой-либо зарубежной разработки. Мы создали этот проект на основе исследований советских ученых. Это значит, что не все проекты направлены на импортозамещение. Где-то мы начинаем заниматься конкуренцией.
Новые модели образования
Когда мы говорим, что хотим приобщиться к инженерному делу, находясь в классическом вузе, то имеем в виду воспитание классических химиков, максимально погруженных в производственные задачи. Так они будут становиться инженерами-технологами и управленцами, то есть это не аппаратчики и мастера смен, а скорее «белая кость» — управленческий персонал завода.
Так, магистерская программа ХФ «Цифровая химия» вобрала в себя и классическое, и инженерное образование: мы учим людей, с одной стороны, моделировать и рассчитывать процессы аппарата, а с другой — даем фундаментальные знания. Студенты погружаются в производственный процесс благодаря очень плотному контакту с нашими промышленными партнерами, для которых мы делаем разработки. Им же мы закрываем вакансии, там же проходим практики и стажировки, туда же мы ездим на экскурсии до 10–15 раз в год.
Например, на ООО «НПП Нефтехим» и в компанию «Артлайф». В этом году мы реализовали производственные практики на реальных предприятиях и в разы увеличили количество тех, кто стажировался, проходил платную практику. Во время таких практик наши студенты могут очень плотно поработать с химическими процессами и аппаратами в работающем цехе. Для студентов-химиков это особенно важно, чтобы понимать, как будет внедряться и выглядеть на заводе то, что ты разрабатываешь.